25 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации

В январе 2023 года исполняется 25 лет с момента образования Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Впервые вопрос создания принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на реализацию принципов независимости судей и самостоятельности органов судебной власти, поднялся в марте 1992 года в Президиуме Совета судей Российской Федерации в ходе работы над проектом закона «О статусе судей в Российской Федерации».

19 января 1993 года Совет судей Российской Федерации, принимая решение о проведении II Всероссийского съезда судей, включил в его повестку дня, наряду с рассмотрением хода судебной реформы, также вопрос о принятии разработанного Советом судей Российской Федерации Положения о Судебном департаменте. Состоявшийся 29–30 июня 1993 года II Всероссийский съезд судей поддержал идею создания Судебного департамента как организационной структуры, целиком сосредоточенной на обеспечении деятельности судов. Однако предложение о подчинении этой структуры Верховному Суду Российской Федерации, что означало бы полное отделение судебной власти от исполнительной власти, необходимого большинства голосов не получило.

В течение нескольких следующих лет идея создания Судебного департамента была поставлена судейским сообществом Российской Федерации в практическую плоскость в качестве первого шага к «самостоятельному функционированию судебной власти». Постановлением от 25 марта 1994 года «О концепции судебной системы Российской Федерации» III (внеочередной) Всероссийский съезд судей признал необходимым учреждение в рамках Министерства юстиции Судебного департамента, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Министерство юстиции это решение III съезда судей не выполнило. Вопрос о Судебном департаменте нашел свое разрешение в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Статья 31 данного закона не только ввела новое понятие «Судебный департамент» и нормативно закрепила место этого органа в судебной системе – при Верховном Суде Российской Федерации, но и определила его основную задачу – организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов.

Однако, проект Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах» был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации только в декабре 1997 года. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» 8 января 1998 года.

С принятием данного федерального закона завершилось создание принципиально новой системы организационного обеспечения системы судов общей юрисдикции, ставшей основой для практической реализации конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, принципа независимости и принципа самостоятельности судебной власти.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации приняли на себя широкий круг обязанностей по организационному, информационному, кадровому, финансовому, материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, тем самым освободив председателей судов от несвойственных им административно-хозяйственных функций, не имеющих непосредственного отношения к их основной функции – отправлении правосудия.

Сегодня Судебный департамент стал реальным механизмом, решающим стратегические задачи по повышению доступности правосудия, обеспечению самостоятельности судов, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества.

Оставьте комментарий