"Лед и пламень", интервью с судьей 14 Арбитражного апелляционного суда в почетной отставке О.В. Митрофановым

Текст: Владимир Пешков, заместитель главного редактора газеты «Премьер – новости за неделю»

Вологжанин Олег Митрофанов почти десять лет проработал актёром Вологодского ТЮЗа, но затем стал прокурором, а потом судьёй.

Когда разговариваешь с Олегом Митрофановым, то возникает ощущение, что ты разговариваешь сразу с двумя разными людьми. Один из них физик, другой — лирик. Один — творческий человек с горящим взглядом, другой — строгий судья в мантии, привыкший разбираться в сложнейших экономических спорах. Людей, столь радикально поменявших свою судьбу, профессию, жизнь, встретишь нечасто. Олег Митрофанов в детстве мечтал стать артистом театра, сниматься в кино. По стечению обстоятельств он стал актёром первой труппы Вологодского ТЮЗа (Театр для детей и молодёжи), который 16 апреля отмечает своё 45-летие.

Мечта всей жизни

Стать актёром Олег Митрофанов мечтал с детства. Когда пришло время получать актёрское образование, то волей судьбы он стал студентом актёрского отделения Днепропетровского государственного театрального училища.

Училище находилось совсем рядом от родного Мариуполя — всего лишь в трёх сотнях километров, в отличие от той же Москвы. В театральном училище Олега Васильевича научили быть проницательным, понимать характеры людей, проникать в самую суть образа. 

«Человек не сможет стать хорошим актёром, если у него нет проницательности. В училище у нас был предмет «Наблюдение»: наблюдали за людьми, как они ходят, что делают, как и на что реагируют,— говорит Олег Васильевич.— Мы определяли по глазам, врёт человек или нет. Нельзя просто выучить текст и выйти на сцену. Нужно искать характер, подбирать жесты, походку, работать с нюансами. Театр раскрепощает, ты чувствуешь себя более свободно, учишься владеть собой». 

В театральном училище Олег Митрофанов учился на одном курсе с Борисом Гранатовым, который впоследствии также оказался в Вологде и уже более 35 лет (пусть и с небольшим перерывом) руководит ТЮЗом. Олег Васильевич до сих пор вспоминает эпизод, которому удивляется всю жизнь. Они играли в студенческом спектакле, курсовой работе, по пьесе «Гусарская баллада». Борис Гранатов был дядюшкой, Олег Митрофанов — поручиком Ржевским, а их однокурсница Валя Шемендюк — Шурочкой Азаровой. 

«В спектакле было два эпизода, в котором она сначала была в костюме гусара, а потом переодевалась в женское платье. Во время переодевания идёт диалог между поручиком и дядюшкой. Мы играли строго по тексту, но оказалось, что нашу партнёршу не успели переодеть, и на сцену она вышла с опозданием. Мы же тем временем продолжали диалог в стихах, сочиняя текст на ходу. Мало того, что нужно придумать, что говорить, но и срифмовать. До сих пор удивляюсь, как у нас это получилось?»

Первой же ролью Олега Митрофанова в Вологде стала роль прокурора в спектакле «Последнее дело судьи» Владимира Железникова, сценариста фильмов «Чудак из пятого «Б» и «Чучело».

В роли прокурора

За десять сезонов в ТЮЗе Олег Васильевич сыграл более сорока ролей. В 1980 году он решил получить высшее театральное образование, но в московские театральные вузы поступить не удалось. Из-за Олимпиады и ГИТИС, и Щукинское училище перенесли вступительные экзамены, да так неудачно, что они совпадали с гастролями театра. Ждать ещё год не хотелось, ведь пришлось бы заново готовиться. И совершенно неожиданно Олег Васильевич по совету друга поступил в Московский юридический институт (сейчас — МГЮА).

Несмотря на любимую работу, в жизни вдали от родного города обнаружился один минус. Олег Митрофанов вырос в приморском городе. Но каждый человек, выросший рядом с большой водой, находясь вдали от неё, всегда будет по ней скучать. Долгое время каждый год Олег Васильевич ездил в отпуск на родину, ведь в Мариуполе и Макеевке у него до сих пор живут родственники. Но после того как на востоке Украины началась война, ездить стало совсем сложно, тем более что оба города за одну поездку теперь не посетить: «Если честно, я скучаю не столько по городу, сколько по морю. Недавно одноклассник прислал мне видео, где я вижу моё любимое море, волны, простор… Очень скучаю».

«Почувствовал себя человеком»

«В 1986 году я ещё работал в театре, у меня были роли, хотя и не всегда главные, наверное, жаловаться было особенно не на что. Но в какой-то момент я решил для себя, что хотел бы поработать по новой специальности, — рассказывает Олег Васильевич. — Я к тому времени уже окончил институт, но мне ещё в период учёбы на старших курсах предлагали встать в судейский резерв, приглашали работать следователем в прокуратуру Октябрьского района Вологды. Я в обоих случаях отказался. После окончания института появилось желание работать в прокуратуре. Я обратился к одному из преподавателей, который работал в областной прокуратуре, и попросил помочь. Оказалось, что есть вакансия помощника прокурора в прокуратуре Вологодского района».

Уход из театра дался на удивление легко: «Я думал: «Как же я уйду из театра, я же всю жизнь так хотел там работать, всю душу вкладывал», мне очень нравилось быть актёром. А когда ушёл, то как будто камень с души снял, человеком себя почувствовал, понял, что это то, чего мне не хватало».

В районной прокуратуре Олегу Митрофанову приходилось выезжать на происшествия, бытовые убийства, выполнять первоначальные следственные действия по сбору доказательств, допросу свидетелей и т.д., а потом дело для дальнейшего расследования передавалось следователю. Случалось, что расследование некоторых дел поручалось провести до самого завершения и передачи их в суд. Кроме того, он занимался рассмотрением различных жалоб, участвовал в судебных заседаниях в качестве государственного представителя по гражданским делам, поддерживал в суде гособвинение по уголовным делам. Довольно быстро Олега Васильевича перевели в прокуратуру области, где он среди прочего работал в группе по реабилитации жертв сталинских репрессий: «Могу сказать, что из тех дел, которые изучал я, определённое число лиц подлежали реабилитации, так как они были признаны «врагами народа» по надуманным основаниям».

К примеру, Олегу Митрофанову запомнилось такое уголовное дело. Механизатора одного из колхозов осудили по 58-й статье «сталинского» Уголовного кодекса за поломку трактора, у которого из-за износа сломалась важная деталь. Новых деталей не было, пришлось установить запчасть с другой неисправной техники. Трактор поработал совсем недолго и вновь сломался, уже из-за этой детали. А механизатора осудили за вредительство, указав, что он якобы специально поставил такую деталь, чтобы сорвать сельхозработы.

Олегу Митрофанову удалось поработать и в Генеральной прокуратуре, куда ему затем предложили перейти на постоянную работу. Дело в том, что к каждому съезду КПСС поступало огромное число различных жалоб. В том числе писали осуждённые по уголовным делам. Из регионов приглашали сотрудников прокуратур на рассмотрение этих жалоб и подготовки ответов на них. Именно там, признаётся Олег Васильевич, его научили грамотно, лаконично и юридически безупречно писать тексты документов. Можно было воспользоваться возможностью перейти на постоянную работу в Генпрокуратуре, но нашего героя не прельстила перспектива тратить ежедневно полтора-два часа в транспорте, чтобы добраться до места работы. И он остался в Вологде.

В 1992 году новая российская власть создала новую систему арбитражных судов, а Олег Митрофанов был зачислен в группу прокуроров, которая готовила арбитражные иски. Почти сразу председатель областного арбитражного суда Николай Владимирович  Матёров пригласил Олега Васильевича в судейский корпус, и на этот раз он не стал отказываться. В прокуратуре отпустили легко, сказав, что в случае чего всегда готовы принять обратно.

В областном арбитражном суде Олег Митрофанов вёл две категории дел: по аренде недвижимости и по спорам об энергоснабжении. Если первая категория давалась легко, то вторая была невероятно трудной из-за огромного количества регулирующих документов, было нужно проверять правильность расчёта тарифов. Очень часто стороны вели подготовку договора энергоснабжения и не могли договориться по двум-трём ключевым пунктам, с которыми выходили в суд. 

Олегу Васильевичу запомнилось дело, к которому стороны не успели согласовать вообще ничего. «У меня тогда возникло ощущение, что они хотели, чтобы я составил договор за них, сам разобрался, в чём их разногласия, оформил их, а потом ещё и вынес по ним решение. Но это же смешно! У них есть юридические отделы, которые специализируются на составлении договоров, почему я должен делать их работу? В итоге провели не меньше пяти заседаний, после которых я требовал предоставить дополнительные материалы. Я вынес решение, когда осталось три пункта, по которым они не сошлись».

Актёром Олег Митрофанов с момента поступления в театральное училище пробыл шестнадцать  лет, прокурором — восемь, а судьёй — семнадцать. «Удивительное дело, но у меня постоянно получалось поучаствовать в чём-то новом. Когда я учился в Днепропетровске, открыли Театр юного зрителя, мы с ребятами с курса участвовали в премьере первого спектакля. Потом там же открыли Театр оперы и балета. В Вологду я приехал во вновь созданный ТЮЗ, при мне открыли Дом актёра, построили новое здание областного арбитражного суда, открыли 14-й Апелляционный арбитражный суд. Как не верить в судьбу? С годами понимаешь, что многое произошло вовремя».

 

Материал опубликован в газете «Премьер – новости за неделю»  №14 (1218) от 13 апреля 2021 г.

Оставьте комментарий