Продолжаем знакомить наших подписчиков с работами победителей конкурса эссе среди студентов БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», организованном Череповецким городским судом в рамках мероприятий, приуроченных к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня представляем вам работу Дарьи Лопаревой, обучающейся по специальности «Юриспруденция», на тему: «Семейное право в период Великой Отечественной войны: особенности регистрации и расторжения брака»:

В период Великой Отечественной войны семейное законодательство претерпело значительные корректировки. Это было обусловлено масштабными потерями среди мужчин на фронте, что приводило к возникновению множества неполных семей и оставляет многих без необходимой финансовой поддержки. Значительно возросло число одиноких матерей. Другой острой социальной проблемой стало падение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости в военные годы. Все эти факторы стали основой для принятия ряда важных нормативных актов, призванных поддержать и укрепить благосостояние советских семей.

Если сравнивать результаты переписи населения 1939 и 1959 годов, то на лицо резкое уменьшение числа замужних женщин. Статистика гласит, что большая часть браков заключалась женщинами от 20 до 24 лет. А вот те, чья молодость пришлась на годы войны, очень часто не имели возможности найти супруга. Самая большая "группа риска" одиночества - это девушки, которым в 1941 году было от 17 до 25 лет. Среди них было больше всего вдов и вечных невест, многие так и не смогли выйти замуж.

В 1940 году в СССР было сыграно больше миллиона свадеб. Тогда на каждую 1000 советских граждан приходилось шесть браков и один развод. С началом войны все изменилось - вместо свадебных маршей (традиции исполнять марш Мендельсона еще не было - играли на гармошках революционные мелодии) из репродукторов зазвучало: "Вставай, страна огромная!".

В 41-м сыграно 610 тысяч свадеб, к концу 42-го - менее 300 тысяч. Причины резкого снижения числа браков в первые годы войны очевидны: неопределенность и тревога за будущее откладывали создание семьи на потом.

Значительным юридическим изменением в семейном праве следует признать появление Указа Президиума Верховного совета СССР от 8 июля 1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Согласно этому указу была увеличена государственная помощь многодетным матерям, причем пособие в увеличенном денежном содержании стало выдаваться с рождением третьего ребенка, а не седьмого, как было ранее. Был увеличен срок отпуска по беременности и родам от 63 до 77 календарных дней. Расширялась значительно сеть женских и детских консультаций, родильных домов, детских садов и яслей, причем была снижена оплата за помещение детей в детские сады и ясли. Моральным стимулом в семейном праве стало награждение матерей названными выше государственными наградами.

В соответствии с указом права и обязанности супругов возникали только в результате регистрации брака в органах ЗАГСа, поэтому фактические брачные отношения уже не порождали юридических последствий, признание отцовства по суду отменялось и иски об установлении отцовства в отношении детей, рожденных вне зарегистрированного брака, более не принимались. Внебрачному ребенку присваивалась фамилия матери, отчество же указывалось по желанию матери.

Согласно данному указу, одинокие матери имели право на получение государственного ежемесячного пособия в сумме 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двоих детей, а также могли передать ребенка на воспитание государства в специальных детских учреждениях. В то же время, лица, состоявшие в фактическом браке до издания указа от 8 июля 1944 года, могли оформить свои отношения в результате заключения официального брака с указанием в заявлении срока фактической совместной жизни.

Развод теперь мог быть оформлен только через областной суд, при этом в заявлении необходимо было четко и обоснованно указать причины для расторжения брака. Второй супруг обязательно уведомлялся о подаче заявления и имел возможность ознакомиться с ним. Рассмотрение дела о разводе проходило публично, с привлечением свидетелей, подтверждающих наличие разногласий и конфликтов. Информация о расторжении брака публиковалась в местной газете. За подачу заявления о разводе взималась пошлина в 100 рублей. Процесс развода состоял из двух этапов, поскольку суд активно стремился к примирению супругов. Выдача свидетельства о расторжении брака сопровождалась значительной пошлиной, достигавшей 500 рублей. Таким образом, государство предпринимало все возможные усилия для предотвращения необоснованных разводов и сохранения семейных уз.

Уже 10 ноября 1944 года последовал новый указ Президиума Верховного совета СССР, внесший некоторые дополнения в предыдущий указ в отношении матерей-одиночек, проживавших до 8 июля 1944 года в фактическом браке, то есть совместном проживании с ведением общего хозяйства. Указ отныне предусматривал возможность обращения фактической жены с заявлением в суд для признания брака официально зарегистрированным при гибели или пропаже мужа без вести на фронте. Конечно, женщина должна была предоставить в суд необходимые документы, например, извещение о гибели фактического мужа во время боевых действий и так далее.

В конце войны указом Президиума Верховного совета СССР от 14 марта 1945 года было четко установлено право родившихся до 8 июля 1944 года детей на получении пенсии за погибшего на фронте отца, с которым мать находилась в фактическом браке. Для этого следовало предоставить запись об отце ребенка в книге актов гражданского состояния.

У темы браков военных лет есть и деликатный аспект. На оккупированных территориях жизнь тоже продолжалась, люди и там создавали семьи. Браки оформляли в крупных партизанских соединениях, в немецких управах, комендатурах или в церквях.

На оккупированных территориях гитлеровцы, проявляя свою привычную педантичность, строго регулировали все аспекты жизни, включая семейные отношения. После подачи заявления брак должен был быть заключен в сроки от двух до трех недель. Регистрация браков производилась исключительно для местных жителей, в то время как беженцам отказывали в этом, опасаясь, что советские разведчики смогут скрыться среди мирного населения. Браки между евреями и неевреями были категорически запрещены, а союзы с цыганами вовсе не регистрировались.

Заключение брака на оккупированных территориях было разрешено: для мужчин с 18 лет, а для женщин — с 16. Необходимо было выполнить "оглашение", что подразумевало публикацию информации о браке в газете и размещение объявления на специальной доске, установленной в городском управлении. В данном случае требовалась виза бургомистра, а также указание места рождения и проживания жениха и невесты и их профессий.

Если такие браки не противоречили советскому законодательству, они могли быть признаны судом после окончания войны. Советские суды, разумеется, признавали браки, заключенные в условиях партизанского движения. ЗАГСов у партизан не было, молодоженов "расписывал" командир. В меру своего понимания буквы закона и формальностей.

Таким образом, во время Великой Отечественной войны произошли серьезные изменения в семейном праве. Это было вызвано резким уменьшением количества заключения браков и увеличением числа разводов. Девушкам было тяжело найти себе мужа, многие семьи лишались кормильца, люди не были уверены в завтрашнем дне. Государство увеличивало выплаты, льготы, а также усложнило процесс развода. Все эти изменения помогли остановить увеличение разводов и замотивировали людей заключать браки. Но главной причиной восстановления статистики свадеб является приближение окончания войны, когда у людей появилась надежда на мирную жизнь.
Автор: Лопарева Дарья.

Оставьте комментарий