У судьи женское лицо…
«Да не судите и судимы не будете». Эти слова не обо мне. Судить – моя работа, вернее, моя жизнь, так как эта работа не отделима от жизни. Нельзя закрыть дело, положить его в сейф и уйти домой, не вспоминая о нем. С каждым делом живешь последние минуты, умираешь вместе с потерпевшим, совершаешь преступление с тем, кого признаешь виновным. А иначе никак нельзя, иначе ты не судья, а сторонний наблюдатель…
И некогда мне судить других, так ли они одеты, любят ли они своих мужей или любят мужей, но не своих, а чужих и как отреагирует на мою кофточку Марья Ивановна. Нет у меня на это времени, я судья.
Коллега по работе принесла интересную книгу – мы всегда с ней обмениваемся книжными новинками или любимой литературой, чтобы с удовольствием почитать на выходных. И эта книга меня зацепила. Она называется «Записки судьи». Ее автор указан под псевдонимом «Галина Александрова», на самом деле эту книгу написала Галина Александровна Осокина, которая долгое время работала судьей Вологодского областного суда.
К сожалению, Галины Александровны уже нет с нами, она умерла в декабре 2021 года, но оставила после себя большое наследие – свои книги с рассказами и стихами.
Книга, которая оказалась у меня в руках, подарена с автографом бывшему председателю Грязовецкого районного суда – Татьяне Витальевне Пелевиной и датирована 5 декабря 2006 года, Галина Александровна дополнила подпись такой фразой «Мы с Вами знаем, что у судьи женское лицо».
Приведу несколько фраз из книги, которыми автор говорит с нами через одну из героинь «Записок» - Марину Сергеевну – судью, которая рассматривает уголовные дела.
«И вот уголовное дело №67 в количестве 12 томов лежит на рабочем столе. Что в нем еще не известно. Дела не похожи одно на другое, как и люди, «живущие в них». Тот отрезок жизни Марине Сергеевне предстоит прожить вместе с ними, самый страшный отрезок их жизни. Это самое сложное, а самым ответственным будет принять решение. Каким будет это решение? Не знает еще никто, не знает и сама Марина Сергеевна».
«Она всегда завидовала тем, чья профессия не требовала такой самоотдачи. Время, когда готовилась к процессу, рассматривала уголовное дело, Марина называла «выпасть из жизни». Коллеги, знавшие ее характер, обычно притормаживали в такие моменты с общением, другие вовсе обходили ее стороной».
«Первый день судебного разбирательства для Марины Сергеевны всегда был похож на выход артиста на сцену… Напряжение пропадало, как только были произнесены слова: «Заседание открыто, слушается уголовное дело по обвинению..». Сколько раз она произносила эти слова. Для участников каждого процесса эти слова звучали всегда впервые».
«Такие моменты были самыми тяжелыми в ее работе. Научить себя не испытывать негативных чувств к подсудимым. Они и так в твоей власти, нельзя давать волю эмоциям, нельзя жалеть либо ненавидеть, нет права на презрение».
«Жизнь пробивалась к ней сквозь дебри уголовного беспредела и напоминала о том, что пора возвращаться в привычную колею».
«Жаль, что нельзя взять условно-досрочное освобождение у смерти, как бы несправедливо рано она ни пришла».
«Так часто сопереживая чужое горе, Марина давно уже научилась ценить и чужое счастье, а уж минуты своего тем более».
В книге «Записки судьи» опубликованы и некоторые стихи Галины Александровны, которые у нее тоже прекрасно получались, ведь «талантливый человек талантлив во всем».
***
Когда душа вдруг не согласна с телом,
Она скорбит над сделанной ошибкой,
Которая написана не мелом,
А линией судьбы довольно гибкой.
Душа не плачет, а тихонько «мается»
И ждет, когда остепенимся,
Когда начнем перед людьми и Богом каяться.
От всех грехов освободимся.
(ноябрь, 2004 года)
Галина Александровна в 2019 году дала интервью Анастасии Красотиной – на тот момент пресс-секретарю Вологодского областного суда, беседа получилась очень увлекательной, вопросы – интересными, а ответы – глубокими, развернутыми и искренними.
Почитать интервью можно здесь: https://vk.com/@sudpress35-princip-spravedlivosti