Всероссийский съезд судей

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Съезд обладает высшей легитимностью среди всех органов судейского сообщества. Позиция, которая вырабатывается на нем, определяет формат работы судов на последующие четыре года. Поэтому при формировании повестки дня съезда важна правильная расстановка акцентов. Ведь среди множества задач нелегко выделить то наиболее значимое, что должно быть включено в повестку съезда.

По истории съездов судей можно судить о ходе судебной реформы в России на протяжении 30 лет.

Уже состоялось девять Всероссийских съездов судей, которые объединяет стремление к разрешению главных задач: судебная реформа, становление независимого суда, установление самостоятельной, действенной и авторитетной судебной власти в России.

11 апреля 1991 года совместным решением коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР в целях реализации решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов  РСФСР об укреплении судебной власти Российской Федерации и обеспечения более широкого участия судей в подготовке проектов законодательных актов судебно-правовой реформы было принято решение о необходимости проведения в сентябре-октябре 1991 года съезда судей Российской Федерации с повесткой дня:

- Концепция и основные правовые акты судебной реформы;

- О правовой и социальной защищенности судей.

Первый съезд состоялся 30 лет назад, 17-18 октября 1991 года по инициативе председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева и министра юстиции Н.В. Федорова. В съезде приняли участие делегаты – судьи судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации. На Съезде было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей, функционирующего в период между съездами и призванного содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

Брошюра делегату Съезда судей Российской Федерации, 1991 год

Второй  Всероссийский съезд судей состоялся 29-30 июня 1993 года. Совместно с судами общей юрисдикции впервые в нем приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это свидетельство укрепления и объединения судейского сообщества. Второй съезд отмечен и тем, что он принял концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации. Завершил работу и принял Кодекс чести Совет судей. Также впервые в истории судебной системы России тайным голосованием избрана Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации.

Третий внеочередной Всероссийский съезд судей состоялся  24-25 марта 1994 года в г. Москве в соответствии с постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 года № 2289, которым рекомендовалось Совету судей провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации. Наиболее важным постановлением третьего съезда стало принятие постановления «О концепции судебной системы Российской Федерации». В этом постановлении был изложен взгляд самих судей на будущее устройство судебной системы Российской Федерации. В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.

Четвертый чрезвычайный Всероссийский съезд судей состоялся 3-5 декабря 1996 года. Основным поводом для  чрезвычайного Съезда послужило отсутствие надлежащего  обеспечения и финансирования судов, что могло негативно отразиться на деятельности российской судебной системы в целом. IV Всероссийский съезд судей поддержал решение Совета судей Российской Федерации о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Усилия судей, работающих на съездах, дали положительные результаты - 31 декабря 1996 года принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд Российской Федерации. В декабре 1997 года принимается Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В январе 1999 года принимается закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами.

Пятый Всероссийский съезд судей состоялся 27-29 ноября 2000 года, в работе которого принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Одним из важных вопросов в деятельности Съезда в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации. Судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы. Для преодоления этой проблемы была принята Концепция информационной политики судебной системы, разработаны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.

Итогом данного Съезда стали постановления «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы», «О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации» и ряд других важнейших документов.

Шестой Всероссийский съезд судей состоялся 30 ноября - 2 декабря 2004 года. Открыл Съезд Президент Российской Федерации В.В. Путин, что послужило символом окончательного единства всех ветвей власти. Главой государства  особое внимание уделено вопросам информатизации судов: «судьи остро нуждаются в рекомендациях ученых, ведущих научные исследования в области правоведения, других специалистов в области информатизации, а также в обмене опытом и знаниями, в объективном анализе правоприменительной практики, в единой технологии судебного делопроизводства».

На VI Всероссийском съезде судей впервые был утвержден Кодекс судейской этики, который призван регламентировать правила поведения судей при исполнении профессиональных обязанностей, а также за рамками служебной деятельности.

Делегаты съезда призвали "очистить судейский корпус от недостойных" и потребовали усилить борьбу с коррупцией. Съезд также потребовал усилить охрану судов и обеспечить личную безопасность судей. 

Седьмой  Всероссийский съезд судей состоялся 2-4 декабря 2008 года, главной задачей которого стало определение дальнейших путей развития российской судебной системы. Одним из приоритетных направлений развития судебной системы была выбрана дальнейшая гуманизация правосудия. Кроме того, съезд одобрил развитие форм сотрудничества между судами и СМИ. Следствием такой работы стало принятие 22 декабря 2008 года Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

VII Всероссийский съезд судей

За время, прошедшее после VII Всероссийского съезда судей, был принят и вступил в силу Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которым установлены порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции (за исключением военных судов и мировых судей), предусмотрена процедура апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. В связи с введением апелляционных процедур внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Принятие указанных законов, а также федеральных законов «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» сделало судебную систему более эффективной, открытой, доступной и независимой, направленной на повышение доверия граждан России к судебной системе, уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы.

Восьмой Всероссийский съезд судей состоялся 17 - 19 декабря 2012 года. VIII Всероссийский съезд судей утвердил новый Кодекс судейской этики, определил текущее состояние судебной системы, в качестве намеченных целей обозначил повышение качества отправления правосудия, обеспечение доступа граждан к правосудию, открытость и гласность судопроизводства, повышение социальных гарантий для судей, дальнейшее совершенствование судебной системы. 

Девятый Всероссийский съезд судей состоялся 6 - 8 декабря 2016 года. IX Всероссийский съезд судей посвящён вопросам, касающимся функционированию судебной системы за истекший четырехлетний период, перспективам её развития, мерам по совершенствованию деятельности судов. На съезде обозначена перспектива проведения новой судебной реформы, связанной с организацией апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, начавших успешно функционировать в 2019 году.

Юбилейный Х Съезд судей должен был состояться в декабре 2020 года, но в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией был перенесен на декабрь 2021 года, а теперь уже и на ноябрь-декабрь 2022 года.