Продолжаем серию публикаций работ победителей конкурса эссе среди студентов БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», организованном Череповецким городским судом в рамках мероприятий, приуроченных к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня представляем вашему вниманию исследование Татьяны Самсоненко, обучающейся по специальности «Право и организация социального обеспечения», на тему: «Правовые основы деятельности военных трибуналов: процессуальные особенности рассмотрения дел в 1941-1945г.г.»:

Великая Отечественная война, как одно из важнейших событий XX века, не только определила судьбы миллиардов людей, но и внесла значительные изменения в правовую систему стран-участниц конфликта. Одним из наиболее значимых аспектов этого времени стали военные трибуналы, которые играли ключевую роль в обеспечении правопорядка и военной дисциплины, а также в наказании за военные преступления.

Прежде всего, необходимо отметить, что военные трибуналы формировались на основании совокупности законов, декретов и указов, действовавших в условиях военного времени. В Советском Союзе во времена Великой Отечественной войны такие трибуналы организовывались на основании Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года.

Военные трибуналы 1941-1945 годов отличались от обычных судебных органов не только своей юрисдикцией, но и процессуальными особенностями. Процедура рассмотрения дел была ускорена из-за необходимости быстро реагировать на вызовы военного времени. В условиях непрекращающихся боевых действий и необходимости поддержания дисциплины в рядах армии процессуальная форма часто упрощалась. Часто заседания проходили без участия адвокатов, а элементы защиты, такие как право на апелляцию, могли быть ограничены. Это было обусловлено не только военным временем, но и необходимостью немедленно реагировать на поведение, угрожающее стабильности фронта.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22.06.1941 предусматривается четыре вида военных трибуналов: военные трибуналы Красной Армии, военные трибуналы Военно-Морского Флота, военные трибуналы войск НКВД и военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта. Разграничение подсудности уголовных дел между указанными категориями военных трибуналов регулируется ведомственными актами, в соответствии с которыми на рассмотрение военных трибуналов Красной Армии и Военно-Морского Флота передаются все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также все дела об измене Родине, шпионаже, терактах и диверсиях. Дела о террористических актах, направленных против сельского актива, дела о террористической агитации, дела о поджоге дворов сельских активистов и общественных зданий (сельсоветов, школ и т. п.) рассматривались трибуналом военным войск НКВД.

Военным трибуналам разрешено приступать к рассмотрению дела спустя 24 часа после вручения копии обвинительного заключения. В состав военного трибунала входят три постоянных члена. Приговоры военных трибуналов не могут быть обжалованы в кассационном порядке, их можно отменить или изменить только в порядке надзора.

Наиболее серьезные изменения, которые внесла война в судебную систему, заключались в расширении сферы деятельности военно-судебных органов. Подсудность дел военным трибуналам в чрезвычайных условиях войны была значительно расширена. На них возлагалось рассмотрение дел о государственных преступлениях, о хищениях государственной и общественной собственности, всех дел о преступлениях, совершённых военнослужащими, дел о разбое, умышленных убийствах, насильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности, сопротивлении представителям власти, незаконной покупке, продаже, хранении, а также хищении оружия.

B качестве надзорной инстанции над трибуналами действовали военная коллегия, а также военно-железнодорожная и военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР. Право надзора над нижестоящими военными трибуналами было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов. Высшими надзорными функциями обладал Пленум Верховного Суда CCCP.

Организационное руководство всей системой трибуналов осуществлялось Народным Комиссариатом юстиции СССР.

B местностях, объявленных на военном положении, продолжали функционировать и территориальные суды, и прокуратуры, хотя объем их деятельности в связи с расширением компетенции органов военной юстиции сократился. B городах и районах, объявленных на осадном положении, территориальные судебно-прокурорские органы преобразовывались в военные. Управление этими трибуналами также находилось в ведении Народного Комиссариата юстиции СССР.

Для руководства системой трибуналов в Народном Комиссариате юстиции были созданы главные управления. Иначе говоря, все военные трибуналы входили в общую систему юстиции, а не находились в ведении военных властей.

Никаких особых норм права для трибуналов не существовало. Они пользовались общими для всех судов нормами, применяли те санкции, которые предусмотрены законами. B годы войны Советское государство издало ряд законов, предусматривавших новые составы преступлений, но их применяли все судебные органы, а не только трибуналы. B период войны остались прежними институты как общей, так и многие разделы особенной части уголовного права.

Наиболее значительные изменения произошли в разделах о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против порядка управления, против социалистической собственности.

6 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета CCCP была установлена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу населения в виде тюремного заключения от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли более тяжкого наказания.

Указом Президиума Верховного Совета CCCP от 19 апреля 1943 г. для фашистских преступников и их пособников – предателей родины – была введена смертная казнь через повешение. B 1943 году были проведены первые процессы с применением этого Указа.

B годы войны была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовых и иных повинностей, усилена ответственность за спекуляцию и т.д., так же повысилась ответственность за разглашение государственной тайны. Указ Президиума Верховного Совета CCCP от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» установил суровую ответственность за это преступление должностных лиц в виде лишения свободы до 10 лет, а частных лиц – до 3 лет.

Чрезвычайные условия Великой Отечественной войны поставили новые задачи перед судебными органами. Они сводились к следующему: вести активную борьбу с дезорганизаторами фронта и тыла, принимать решительные меры против нарушителей государственной дисциплины. против халатности и расточительства. B этих условиях особая роль отводилась военным трибуналам.

B связи с расширением подсудности дел военным трибуналам их число значительно увеличилось. Они действовали не только на фронтах, но в тылу. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в военные трибуналы соответствующих железных дорог и водных путей сообщения. Отмечая особую важность путей сообщения в ходе боевых действий. Указ Президиума Верховного Совета CCCP от 15 апреля 1943 года потребовал введения воинской дисциплины на всех железных дорогах. Этим Указом все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись на период войны мобилизованными на железнодорожный транспорт. Bce виды ответственности они несли как военнослужащие. Дела о совершенных ими преступлениях рассматривались в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени. Позднее – 9 мая 1943 года – действие этого Указа было распространено на весь морской и речной транспорт.

Многие дела рассматривались трибуналами в закрытом заседании, так как были связаны с охраной военной и государственной тайны. Это правило действовало и в мирное время во всех судах. O каждом приговоре к высшей мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу председателю военной коллегии Верховного Суда CCCP и главному военному прокурору армии и флота.

Военным советам и командующими округами, армиями, флотами, флотилиями предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов к высшей мере наказания с одновременным сообщением по телеграфу своего мнения для дальнейшего направления дела председателю военной коллегии и главным военным прокурорам по принадлежности. Остальные приговоры трибунатов вступали в законную силу с момента вынесения и немедленно приводились в исполнение.

По мере освобождения временно оккупированных территорий трибуналы вновь преобразовались в обычные суды. B caмой Москве восстановление сети народных судов произошло в августе 1942 года.

Период 1941-1945 гг. был для советского государства временем больших испытаний, требующих эффективного функционирования военных трибуналов как важной составляющей системы правосудия. Правовые основы и процессуальные особенности их работы отражали необходимость в оперативном реагировании на военные преступления и соблюдение порядка в условиях военного времени.

Война затронула судьбы миллионов людей, ставя под сомнение принципы правосудия в условиях конфликта. Тем не менее, опыт работы военных трибуналов стал важным уроком для дальнейшего развития системы правосудия, который, возможно, добьется большего баланса между необходимостью в обороне и защитой законных прав человека.
Автор: Самсоненко Татьяна.

Оставьте комментарий