Сейчас на наших дорогах большое количество транспортных средств, которые именуют как Средство индивидуальной мобильности. К ним относят электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие подобные устройства.
Электросамокаты для города - это полноценное транспортное средство, способное развивать скорость более 100 км/ч.
И часто лица, которые ими управляют, нарушают ПДД РФ, могут даже «встать за руль» в состоянии опьянения.
Оказывается, граждане считают, что они управляют не транспортным средством - водительское удостоверение для этого не требуется, поэтому Правила дорожного движения на них не распространяются.
Но это далеко не так. Давайте разбираться на реальных историях.
1. В августе 2024 года житель г.Грязовца Вологодской области передал управление «Kugoo Kirin M5Pro» своему 15-летнему сыну. За это мужчина был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.12.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа – 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Госавтоинспекцией постановлением, грязовчанин обратился в суд, указав: электросамокат является средством индивидуальной мобильности, а не транспортным средством.
В главе 12 КоАП РФ под транспортными средствами помимо прочего понимаются транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право (например, мопед).
Согласно пункту 1.2 ПДД под «мопедом» понимается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Каких-либо иных особенностей конструкции, исключающих квалификацию ТС в качестве мопеда, не приведено.
Поэтому электросамокат как средство индивидуальной мобильности может характеризоваться в качестве мопеда по своим конструктивным (два колеса) и техническим (мощность электродвигателя) характеристикам.
Другими словами, если максимальная мощность электродвигателя самоката более 0,25 кВт и менее 4 кВт, такой электросамокат будет считаться мопедом, а лицо управляющие им - водителем.
Приказом Росстандарта № 1446-ст утвержден ГОСТ Р 70514-2022, который исключает из числа электрических средств индивидуальной мобильности устройства, развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч.
Согласно информации официального представителя производителя «Kugoo Kirin M5Pro» этот самокат имеет мощность 800 Вт и развивает максимальную скорость до 55 км/ч.
В данном случае электросамокат с техническими характеристиками мопеда расценивается как ТС, на управление которым необходимо иметь права категории «М».
Решением Грязовецкого районного суда жалоба мужчины оставлена без удовлетворения. С мнением коллеги согласилась и судья Вологодского областного суда.
2. В марте 2024 года грязовчанин приобрел «PROGASI SUPER MAX 250».
Пока папы не было дома, 16-летний подросток решил покататься на мотоцикле по улицам родного города, где и был остановлен правоохранителями.
Транспортное средство задержано, эвакуировано на штрафстоянку, а на родителя составлен протокол по ч.3 ст. 12.7 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством).
С постановлением мужчина не согласился: поскольку полагал, что это спортинвентарь и регистрации он не подлежит и для управления им водительское удостоверение не требуется. Кроме того, как ребенок брал спортинвентарь он не видел – был в другом месте, поэтому факт передачи транспортного средства, как и само транспортное средство, отсутствуют.
Транспортное средство «PROGASI SUPER MAX 250» имеет рабочий объем двигателя 249 куб.см., максимальная скорость – 120 км/ч.
Как следует из приведенного в п.1.2 ПДД понятия «мотоцикл», помимо его конструктивных особенностей в виде двух колес, относится скорость (превышающая 50 км/ч), а также характеристики двигателя (рабочий объем превышает 50 куб.см.).
Подобное устройство - «PROGASI SUPER MAX 250» с аналогичными мотоциклу характеристиками, расценивается как транспортное средство, на управление которым необходимы права категории «А».
Доводы мужчины, что он не передавал управление мотоциклом своему ребенку, являлись необоснованными, поскольку транспортное средство хранилось в гараже в свободном для членов семьи доступе.
Собственник источника повышенной опасности должен обеспечить его надлежащее хранение.