Введены новые правила информирования клиентов банков

Банком России введены в действие минимальные (стандартные) требования к объёму и содержанию информации, которую сотрудники банка обязаны довести до клиента при заключении договоров.

Работники банков будут обязаны информировать об особенностях и рисках инвестиционных продуктов, в том числе о том, что доход по ним не гарантирован, и что на такие вложения государственная система страхования вкладов не распространяется.

Инвестиционным продуктом называется объект, в который инвестор вкладывает деньги ради получения прибыли в будущем. Применительно к банковской сфере этот термин обозначает пакеты акций, облигации, опционы, деривативы, то есть, ценные бумаги, приобретаемые ради того, чтобы потом их продать по более выгодной цене, либо чтобы получать по ним доход.

К инвестиционным продуктам относятся и индивидуальные пенсионные планы: работающий гражданин часть своих заработков вкладывает в финансовую систему в надежде, что со временем на эти инвестиции он сможет получать доход-пенсию и жить на неё.

Вместе с тем характерной чертой инвестиционных продуктов является сочетание доходности с риском. Совсем исключить риск невозможно: компания, выпустившая акции, может разориться, курс ценных бумаг иногда падает из-за кризисов на рынке и т.д. Именно поэтому инвестор, желающий вложить свои средства в эти объекты, должен иметь информацию о том, что собой представляет инвестиционный продукт, и какие риски с ним связаны.

Ужесточение требований об информировании связано с тем, что в реальной жизни, приходя в офис банка, граждане нередко слышат от банковских сотрудников, что то или иное предложение является надёжным и выгодным: например, инвестиционное страхование жизни - такой же надежный и безрисковый финансовый инструмент, как и обычный вклад. А о реальных рисках при этом умалчивается. В международной практике такое введение клиента в заблуждение называют «мисселинг» – недобросовестная практика продаж с искажением информации о товаре или услуге.

Особенно важно то, что информация, сообщаемая сотрудником банка устно, обязана строго соответствовать той, которую клиент получил в письменной форме.

Ранее Федеральным законом от 11.06.2021 № 192-ФЗ в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" были внесены изменения, предусматривающие полномочия Банка России по применению к кредитной организации мер воздействия в случае нарушения ею стандартов деятельности, к которым относятся стандарты защиты прав и законных интересов получателей банковских услуг, включающие в себя правила предоставления (раскрытия) информации потребителям банковских услуг об услуге и о лице, ее предоставляющем, и уведомления о рисках, связанных с указанной услугой, стандарты совершения операций на финансовом рынке и стандарт корпоративного управления.

В связи с этим ЦБ РФ будет вправе выдавать предписания о приостановке продаж финансовых продуктов, по которым тот или иной банк неоднократно нарушил правила информирования. Более того, Центробанк в ряде случаев сможет потребовать от банка-нарушителя выкупить такие продукты у введённых в заблуждение клиентов, если те захотят их продать, по цене приобретения.

Указание вступило в силу с 1 июля 2022 года. Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2022 N 68175.

Указание Банка России от 10.01.2022 N 6057-У "О минимальных (стандартных) требованиях к объему и содержанию информации, предоставляемой кредитной организацией, действующей от своего имени при совершении сделки с физическим лицом по возмездному отчуждению ценных бумаг, при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, либо действующей от имени и (или) по поручению некредитной финансовой организации при заключении с физическим лицом договоров об оказании финансовых услуг, в том числе об их условиях и рисках, связанных с их исполнением, а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации"

 

Оставьте комментарий